Математика на семейном обучении (духовное развитие)

Семейное обучение

Я окончила физический факультет по специальности микроэлектроника, у нас была высшая и линейная математика на первом и втором курсе. Сдала их на 4-5. Что сейчас из этого помню? Программу до 5-7 класса. Счёт, проценты, дроби, уравнения, основы геометрии, — чем пользуюсь, то и помню.

Наша память устроена так, что мы забываем всё, чем не пользуемся. Программа по математика сильно перегружена. Не нужна она в жизни в таком объёме. А особенных детей, которые часто абстракцию не воспринимают, — и вовсе травмирует. В последние годы я пришла к выводу, что она не стоит того, чтобы портить отношения с детьми, тратить на неё столько сил.

 

О математике

В целом, математика как наука, — лишь инструмент.

Математика нужна для тренировки ума, развития логического мышления. Не более. В каком объёме она нужна? В объёме 5-7 классов. Дальше, если ребёнок не хочет — это уже насилие над личностью.

Ага! скажите вы: «А ОГЭ и ЕГЭ как сдавать?» Сдавать или нет и в каком объёме — право и свободный выбор ребёнка. Ваша задача — организовать обучение по запросу ребёнка и ставить потребности ребёнка выше всех традиций, обычаев, привычек, страхов, амбиций.

Да, сложно, страшно, но ведь для этого мы, взрослые, и находимся рядом с детьми?

Нам нужно справиться, нужно защитить право ребёнка выбирать свой путь, чтобы наши дети могли направить свои силы на что-то осмысленное для них, во что они вложат всю силу характера, всю энергию.

 

На семейном обучении это вполне осуществимо: было бы желание, а средства найдутся. Поставьте себе задачу найти это средство для обоюдной радости для себя и ребёнка))

 

Ограничение математики

Математика — изобретение ума, но не духа. Именно уму удобно всё делить, раскладывать, приводить к формулам, поэтому он так держится за все дисциплины, связанные с логикой (математика, естественные науки, программирование и другие).

Если человек живёт от ума (от логики), то для него всё логичное — непререкаемый авторитет. При этом он не осознаёт, что всё, что видит вокруг, все его доказательства — лишь отражение его же убеждений (программ ума). Будет верить в иное — будет видеть иные доказательства. А логика — лишь способ связать одни умственные конструкции с другими.

Духу же математика не нужна, он творит мир через образ (слово). В мире духа 2+2 вполне может быть и 6, и 8. Поэтому человек, которые живёт из духа, использует ум, а значит и все его конструкции, в том числе математику, как средство для построения гармоничного мира, но дух не подчиняется уму. Это нужно понимать и не превозносить математику выше её роли инструмента в материальном мире.

 

Ограничения: не работает там, где есть чувства, физические процессы без упрощений, то есть настоящая жизнь со всей её многогранностью. Да и что вам ближе: воспринять красоту заката через ощущения или высчитать коэффициент его гармонии? Что для вас будет эта цифра?

 

Вы можете возразить, что никто в здравом уме этого и не делает. Увы, но логический подход к познанию жизни пролез даже в область психологии и мышления. Например: объясняют поведение человека влиянием на него гормонов (а ничего, что гормоны -  следствие психических процессов??), или говорят о том, что ребёнок не станет успешным, если не выучится в школе, потому что по статистике такого-то университета поступили только медалисты. Подобные трактовки — следствие незнания жизни. Это — манипуляция фактами.

Да, мы можем провести наблюдения, собрать статистику, высчитать проценты (программа 4-6 класса). Опять же это не опишет полную картину, а даст лишь какой-то срез по вопросу: что при таких-то условиях, вероятность такая-то... Это мало что даст в нашем конкретном случае (больший процент не означает, что мы в него попадём), зато может послужить отличным поводом для манипуляций.

 

Мой личный вывод: изучать нужно лишь то, что практически используется в жизни, что вы можете продемонстрировать, акцент делать на сути явления, а не концентрироваться на различных технических способах его описания.

 

Примеры изучения математики

Из моего опыта дети лучше всего понимают математику на практике:

  • посчитать камешки, палочки, конфеты, фрукты;
  • поделить фрукты на всех;
  • на примере деления большого фрукта на всю семью можно показать дроби и проценты;
  • в магазине, готовке, строительстве — дети видят проценты, могут ощутить что значит «скидка 20%»;
  • в поделках, творчестве, строительстве.

Тут очень много методик: что ребёнку больше нравится и вам проще предоставить, — то и ваше. Сайты и группы в социальных сетях по семейному обучению рассказывают массу приёмов.

Всё это примеры завлечения, чтобы ребёнок ощутил цифры и единицы измерения, соотнёс со своим опытом. А затем можно взять любую удобную методику, которая подходит вашему ребёнку, и постепенно оттачивать навыки.

Мы берём учебники Русской классической школы (выкуплена вся линейка до 6 класса). Беру её, потому что: выстроена от простого к сложному, всё разжёвано в методичках (ребёнок при желании может сам разобрать материал). Иногда берём какие-нибудь старинные задачи или ещё что-то интересное: ребусы, загадки.

Вот ещё что важно:

  • Лучше выбрать такую форму обучения, чтобы ребёнок двигался в своём темпе, чтобы он не проскакивал темы, которые не понимает, просто потому что не успевает разобрать к аттестации;
  • Классы и конкретные темы каждый ребёнок осваивает неравномерно: первый и второй классы может освоить за один год, а на третьем или четвёртом сидеть полтора-два года. И не потому что глупый или ленивый, а что-то изменилось в его жизни. Не нужно гнать, заставлять против силы, возможно, позже он догонит, но не сейчас. Начальные классы — не время для спешки. Спешки хватит в выпускных классах.

 Статья: Образование ребёнка с духовной точки зрения

 

На этом всё.

С уважением, Татьяна.

Статья от 26.10.21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных