Математика и естественные науки на семейном обучении (духовное развитие)

Семейное обучение

Математические принципы

На начальном этапе важно, чтобы ребёнок усвоил суть операций и понятий, соотнёс их с практикой. Но есть тонкий момент. Со временем сложные темы, которые не используются в жизни, то есть абстрактные вычисления, забываются. Я помню программу не дальше 5-7 класса, хотя я окончила физический факультет, у нас была высшая математика, линейная алгебра, мы делали расчёты для квантовой механики и других областей физики (уж и не вспомню). Это приводит меня к двум выводам.

Первый. Если вдруг вы что-то не разобрали, ребёнок забыл, не понял, — это не страшно. Он сможет вникнуть в сложные для него темы и потом, хотя бы для того, чтобы просто сдать ГИА или разобраться в каком-либо исследовании. Тем более, что с возрастом способность разбираться со сложными темами возрастает: то, что не понял в 11-12 лет, легко разбирает в 15-16.

Второй. Математика не является жизненно важным предметом. Чтобы в этом убедиться достаточно опросить круг своих ближайший знакомых: кто из них помнит что такое логарифм, разницу синусов и косинусов или хотя бы расчёт квадратного уравнения? А сколько используют эти знания в жизни? То-то. Русский язык, литература для воспитания зрелости души в разы важнее. А раз это так, то зачем столько мучить ребёнка, себя, тратить время и знать, что это нужно только для того, чтобы сдать? 

А проблема в том, что мы, родители, очень боимся. Боимся, что потом наш ребёнок не успеет, что завалит экзамены... и в итоге, что мы окажемся плохими родителями.

Давайте выдохнем и вспомним, что «Знание немногих принципов освобождает от знания многих фактов» (Рене Декарт). На аттестациях с ребёнка спрашивают факты. Именно их освоение занимает львиную долю времени. Из-за них процесс образования превращается в насилие, а мы — в надзирателей. Давайте помнить о том, что формирование личности — более важный процесс, чем накачка ума ребёнка фактами. Давайте будем для своих детей наставниками. А потому нашей заповедью будет:

 

Не навреди!

Насильственное обучение всегда приносит вред: либо в мышлении, либо в психическом и/или физическом здоровье. А ведь математика — очень сложная наука для многих детей! Она во многом абстрактна, далека от ощущений. В началке ещё можно извернуться и дать «прощупать», но в алгебре?

Чтобы расслабиться и снять прессинг с ребёнка, нужно снизить важность математики для нас, для родителей. Давайте разбираться.

Математика реально и для всех нужна для тренировки ума, развития логического мышления, нужна в магазине, при строительстве, кулинарии, шитье и подобном. Это программа максимум 5-7 классов. А дальше — чисто научная ценность.

 

Ограничение математики

В целом, математика как наука, — лишь инструмент. И всем он нужен в разной комплектации. Проблема в том, что стандартный ФГОС это не учитывает. Но мы можем полностью или частично разрешить эту проблему на семейном обучении (насколько позволим себе расслабиться).

Наука начиналась как средство борьбы с религиозным фанатизмом, начиналась с наблюдений за жизнью. Исследователи, которые в душе знали Бога, видели везде Его как источник, наблюдали жизнь как она есть и получали правдивые знания о ней, собирали статистику, на практике получали доказательства своих теорий. Это истинная наука, правильная. И в ней, заметьте, математика почти не нужна, а нужны ощущения жизни, правильное её понимание и опыт.

Имена учёных, которые занимались/ются истинной наукой: М.Ломоносов, Никола Тесла, Арнольд Эрет, Антуан Бешам, доктор Хаммер, Штефан Ланка, А.Г. Гурвич, Дэвид Бом, В.И. Вернадский, Масару Эмото и другие.

 

Такие исследователи выводят своим теории из опыта, наблюдений, а не строят умозрительные теории (чувствуете? «умо-зрительные» — зрит только ум! а не разум, что не одно и то же)

Сегодня, к сожалению, в большинстве случаев — псевдонаука. Люди, которые излагают сложные теории и доказывают их подходящими расчётами, вызывают у нас восхищение и мы съедаем всё, чем они нас накормят, ведь рассчитано же! Цифры и расчёты — очень податливы, ими можно доказать любую теорию, какой бы безнравственной она ни была, — просто возьмите подходящие допущения (физики это отлично знают).

Но математика не работает там, где есть чувства, физические процессы без упрощений, в миркомире (в мире элементарных частиц), то есть настоящая жизнь со всей её многогранностью, где действует человеческий фактор (психика и эффект наблюдателя). Хотя её постоянно пытаются использовать и в этих областях. Но всё это — игры ума. Все эти расчёты будут влиять на вас настолько, насколько вы будете в них верить (опыт двух щелей, Томас Юнг).

Если вы знаете как всё устроено, вы без всяких расчётов поймёте, что перед вами: ложь или правда, то есть соответствует идея принципам гармонии и единства или нет.

 

Если человек живёт от ума (от логики), то для него всё логичное — непререкаемый авторитет. При этом он не осознаёт, что всё, что видит вокруг, все его доказательства — лишь отражение его же убеждений (программ ума). Будет верить в иное — будет видеть иные доказательства. А логика — лишь способ связать одни умственные конструкции с другими.

 

Как наука работает против нас

Математика — изобретение ума (части сознания, которая привязана к материальному миру и не знает духовный), который стремится доказать жизненность своих теорий. Для ума, оторванного от духа, не важно правдивая у него теория или нет (он не согласует её с духом), — если получится доказать логически (рассчитать), значит — правдивая. Но логика — это способ составления комбинаций и последовательностей из своих же убеждений! А это, если мы не согласуем всё с основой (духом), то есть с принципом единства и гармонией, — прямой путь к самообману.

То есть математика как инструмент должен использоваться правильно и только в отношении тех идей, которые прошли проверку.

 

Если науку не согласуют с духом, то она вносит в нашу жизнь разрушающие идеи, а математика, её слуга, доказывает их правдивость, сбивая нас с толку.

Об ограничениях, искажениях научного метода и подтасовках фактов писал Андрей Горяинов в своей книге «Основы научного метода» (всего 112 страниц)

 

Почему мы так делаем?

Для сознания, ограниченного материальным миром (то есть для ума), важно удержать стабильность своего мира, а значит своих убеждений. Просто вне своих убеждений ум себя не осознаёт, он не знает, что есть нечто за пределами их. Крах убеждений приводит к сильнейшему стрессу, поэтому наш ум всячески водит нас за нос и пытается доказать, что то, что в нём есть — правда (это относится и к школьным знаниям и к ценности математики как таковой). Так мы попадаем в ловушку наших умозаключений.

Духу же математика не нужна, он творит мир через образ (слово). В мире духа 2+2 вполне может быть и 5, и 8. Поэтому человек, который живёт из духа, подчиняет ум, согласует его с духом, а значит и все его убеждения и навыки, в том числе математику, как средство для описания гармоничного мира: золотая середина, числа Фибоначчи, спираль Архимеда.

 

Подведу итог:

математика, как и любая наука работает лишь с проявленным миром, она просто исследует то, что есть, подсчитывает вещи в макромире (мире больших вещей). Если сознание человека ориентировано на принципы единства (дух), то математика опишет красоту мира, если на разрозненность (материю), то хаос и поток различных теорий с соответствующими допущениями.

 

Насколько нужны эти подсчёты в творении жизни от духа? Вообще не нужны. Про бытовые вопросы мы уже обсудили: в размере 5-7 классов.  Кстати, этой базы вполне достаточно и для подготовки к ОГЭ, если ребёнок решит его сдавать.

Теперь, когда немного отпустило, и, надеюсь, пришло понимание, что можно и не давить на ребёнка, то можно задаться вопросом: «Как помочь ребёнку в изучении математики для жизни?»

 

Примеры изучения математики

Из моего опыта дети лучше всего понимают математику на практике:

  • посчитать камешки, палочки, конфеты, фрукты;
  • поделить фрукты на всех;
  • на примере деления большого фрукта на всю семью можно показать дроби и проценты;
  • в магазине, готовке, строительстве — дети видят проценты, могут ощутить что значит «скидка 20%»;
  • в поделках, творчестве, строительстве.

На начальном этапе вариантом много: что ребёнку больше нравится и вам проще предоставить, — то и ваше. Всё, что вы можете показать на практике, — ребёнку понятно, поэтому он с готовностью это изучает.

Сайты и группы в социальных сетях по семейному обучению рассказывают массу приёмов. Вот хороший цикл статей на сайте Алексея Карпова. Или на канале Алексея Битнера есть множество коротких видео по математике.

Я выбрала учебники Русской классической школы. Беру её, потому что: выстроена от простого к сложному, всё разжёвано в методичках. Иногда берём какие-нибудь старинные задачи или ещё что-то интересное: ребусы, загадки.

В 5-7 классах уже идут темы, которые в жизни почти не нужны. В том числе по естественным наукам. В учебниках представлены материалистические теории о жизни. Эти теории искусственны. Дети это чувствуют, а потому не хотят забивать ими свою голову.

Как вы дальше поступите, — решать вам. В каких-то ситуациях помогут методики и помощь хорошего педагога. Где-то вы честно говорите, что для жизни это не нужно, не интересно, но вы договариваетесь, что просто надо сдать и через «нехочу» . Далее нарабатываете навык решения определённого типа задач: быстрее наработал — быстрее сдал. Если у вас всё нормально с отношениями, нет особенностей у ребёнка, у него есть силы и время, то честный договор должен помочь. В каких-то ситуациях лучше смириться и принять, что сделать вы ничего не можете, и оставить ребёнка в покое, дать ему возможность направить силы и время на хобби (а может и будущую профессию). Так тоже бывает и это не конец света: отношения, развитие личности и здоровье важнее.

 

Примеры изучения естественных наук

Тут ещё всё проще, потому что это просто жизнь:

  • Наблюдать за природой без вмешательства — как протекает жизнь в естественных условиях. Можно вести дневник наблюдений;
  • Зарисовывать животных и растения в блокнот;
  • Садить цветы, ухаживать за животными;
  • Ставить различные опыты из Перельмана;
  • Смотреть документальные фильмы;
  • Читать книги о природе, авторские книги самих учёных (вы можете просто зачитывать интересные моменты, если книга в целом сложная).

И много чего ещё, но самое главное — ощущать жизнь, её красоту, как она протекает через вас, показывать такое отношение ребёнку!

Статья: Образование ребёнка с духовной точки зрения

 

С уважением, Татьяна.

Статья от 26.10.21. Редакция 12.07.2022

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных