Русский язык на семейном обучении (духовное развитие)

Семейное обучение

Нам понятно для чего изучать русский: не только для чтения и письма, мы видим глубже. Спорно только как учить?

В школах как правило используется программа, близкая к системе обучения языку как иностранному: даётся правило, исключения, тренируется их усвоение. Из-за этого дети не чувствуют язык, не понимают его закономерностей.

  

Естественный метод

Впервые с естественным методом изучения родного языка познакомилась в Русской классической школе (К.Ушинский). Он основан на наблюдении за звучанием звуков речи и разбором текста. Мы, взрослые, так и учимся:

читаем, ощущаем суть слова, видим правильное написание, анализируем орфографию, соотносим с фонетикой, разбираем пунктуацию, не понимаем — ищем ответ в справочнике, спрашиваем у специалистов.

 

Тот же способ можно предоставить детям. Он проще, интереснее и практичнее. Этот незатейливый подход с лихвой заменит самые продуманные методики. Единственное, что нужно от родителей: регулярность, любовь к своему языку и желание об этом говорить с ребёнком.

 

Как это сделать?

Если ребёнок учится в школе, то дома есть возможность показать другой подход, но, конечно, есть риск, что школьный подход окажет более сильное воздействие.

На семейном обучении и на полном анскулинге гораздо больше возможностей: берёте интересную книгу и какие-то отрывки разбираете, хочет написать свои мысли — пишет, не может — помогаете набирать на компьютере или от руки.

 

Что делать с требованиями программы?

Метод наблюдения не даёт системного академического знания. Хоть мы и знакомим с теми же терминами и правилами, но, как правило, обрывочно. Это так, но нельзя забывать, что академический подход к изучению языка больше технический. Система в нём строится вокруг теории, умозрительных построений, что лишает её жизни и эффективности, заставляет тратить слишком много времени и сил, эксплуатировать память. Для ребёнка полезнее строить систему вокруг его потребностей и ощущений.

Идя через наблюдение, мы помогаем ребёнку развить чувство языка, привить наблюдательность и не отбить желания изучить родной язык (если обучение будет идти без насилия).

 В дальнейшем при осознанном желании ребёнка можно разобрать правила более глубоко. Когда? Зависит от того как мы донесём до ребёнка важность правил и его готовности с ними разбираться. До этого можно читать детские занимательные книги про русский язык (например, «Граф Орфограф»).

 

Чувство языка или система?

Каждый сам решает что важнее на начальном этапе: чувство языка или система. Главные сложности выбора — мы должны принять решение в условиях неполного знания и у нас нет возможности переиграть, поэтому важнее вопрос: а что мы упустим, если откажемся от одного из пути?

Есть идея о том, что полную чашу нельзя заполнить. Это правда. Здесь речь о людях, ум которых наполнен энциклопедическими знаниями, но не способных ощутить суть вещей. Если информацию можно накопить в любом возрасте, то разрушенную способность ощущать восстановить не так-то просто, — это не позволит сделать привычка пользоваться логикой, а не ощущениями.

Поэтому для меня чувство языка — база, а система правил — вторична. Система гораздо легче усваивается, когда ложится на личный опыт наблюдения за речью и текстом. В этом случае не нужно насиловать память, а нужно просто связать свои наблюдения, ощущения с правилами, ведь правило — это просто общий вывод из наблюдений, только сделанный кем-то до нас.

У меня не было личного опыта, чтобы ребёнок освоил все академические требования (старшая на 2021 год в 7 классе). Есть только мой личный опыт: незнание правил после традиционного образование и самостоятельное изучение уже во взрослом возрасте.

Сейчас я отмечаю, как дети чутко улавливают изменение звука и смысла слова, правильности его формы. На мой взгляд, это и есть «чутьё». Старшая дочь стала интересоваться правилами с 11-12 лет, сыновья в свои 9-11 пока не особо жаждут, что естественно для мальчиков.

 

Нужно ли обучать письму прописью?

Желание писать красиво, быстро, аккуратно рождается из потребности выразить свои мысли, записать что-то, чтобы не забыть, написать записку и другое. Письмо от руки, по моему опыту, при фрирайтинге подобно медитации — мысли идут без включения сознания, что очень ценно. Когда печатаю на ноутбуке, тем более на телефоне, такого уровня расслабления не получается достичь.

Письмо от руки (прописью) нужно во многих ситуациях, поэтому я не поддерживаю идею, что оно совсем не нужно, что можно обойтись печатным словом, но и насильно заставлять маленьких детей им заниматься не хочу — будет больше вреда, чем пользы. Я позволяю желанию созреть самому: моя старшая дочь с удовольствием ведёт дневник с 12 лет, хотя в 7-8 лет письмо давалось ей с трудом (дислексия, дисграфия). Сыновья ненавидят письмо, поэтому пока всё разбираем устно.

 

Это то, что я вынесла из 7 лет обучения детей русскому языку на семейном обучении. Безусловно, у вас найдётся ещё множество возражений к методу наблюдений. Мне кажется, тут уже каждый сам должен разобраться откуда идёт его возражение, что под ним лежит, как с ним разобраться.

Статья: Образование ребёнка с духовной точки зрения

 

Я же вам желаю интересной учёбы и добрых отношений с детьми.

С уважением, Татьяна

Статья от 21.10.21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных