С чего начать семейное образование?
Первое: определите что для вас значит семейное образование, поставьте цели
Проясните для себя некоторые моменты:
- Что для вас образование?
- Что оно даёт для жизни?
- Какими признаками обладает успешное образование?
- Какие условия должны быть сформированы для успешного образования?
- Образование, которое получает ребёнок в школе, соответствует этому?
- Что происходит с психикой и здоровьем ребёнка в каждом из вариантов?
- С вашими отношениями?
- Какие навыки действительно понадобятся ребенку для успешной самостоятельной жизни?
- Что ему нужно, чтобы быть счастливым человеком?
- Чего вы сами хотите?
- А ваш ребёнок? Как он видит своё образование?
Эти вопросы проявят то, что вы хотите на самом деле, что цените, как видите мир, от чего прячетесь, а о чём не имеете никакого понятия. Прояснить неизвестное, возможно, помогут по материалы в статье.
Второе: разберитесь с особенностями своего ребёнка
В этом помогут ваши личные наблюдения. Не стоит себя недооценивать. Со специалистами дети ведут себя иначе. Вы — единственный, кто наблюдает ребёнка длительное время в естественной для него обстановке. Как он познает мир? С чем справляется легко, а что вызывает сложности? Куда ведёт его интерес? Чем вы можете помочь, а где не надо вмешиваться?
Третье: выберите форму взаимодействия с образовательной организацией
У вас есть 5 вариантов:
1. Очная аттестации в школе. Найти подходящую школу весьма сложно, договориться со всеми учителями — тоже надо уметь, но это возможно. Если у вас есть ПМПК, то его должны учесть. При этом нужно понимать, что ребёнок вынужден учить то, что не хочет (на это многие не обращают внимание, а зря: желание — основа лёгкой учёбы), а часто даже то, что не способен пока понять. Это будет иметь последствия.
2. Онлайн аттестация в дистанционной школе без камер/с камерой. Для обычных детей всё хорошо. Но для особенных детей возникает проблема: дистанционные школы, которые учитывают ПМПК, берут очень много денег, а кто не берёт, не учитывает. Из-за этого есть риск либо перегрузить ребенка, либо не сдать аттестацию. Можно, конечно, выкрутиться и помочь ему на аттестации, где принимают без камер. Только вопрос: зачем её тогда проходить? Какой опыт в этом случае получит ребёнок?
По этой же причине, новый дистанционный формат, так же подходит не каждому особенному ребёнку: объём тот же, а форма подачи информации ещё хуже. Нужно только личное общение!
Список всех дистанционных школ для аттестации в Google Таблице
3. Если у вас достаточно средств, то можно рассмотреть вариант частной школы с количеством учеников до 5-7 человек. Для ребёнка с ЗПР опять вопрос: смогут ли там учитывать замедленный темп ребёнка? Повторять в десятый раз одну и ту же тему? Уделять повышенное внимание?
4. ИУП без ежегодных промежуточных аттестаций. Это отличный вариант для ребёнка, который поможет сохранить силы, здоровье и желание познавать мир. Но родитель должен знать законы, чтобы защитить себя и ребёнка.
5. Полный анскулинг. Естественно в этом варианте нужно знать не только закон об образовании, но и гражданское, семейное право.
Все эти варианты, в том числе законы, обсудите с ребёнком.
Я пишу так много про ЗПР, потому что знаю, что на семейное образование часто переводят особенных детей. Им на СО точно лучше. Просто есть проблема с аттестациями.
Четвёртое: подберите материалы для обучения под свою цель
Они будут определяться либо школой (1-3 варианты), либо ребёнком (4 и 5 вариант). Да, приучайте ребёнка самому выбирать книги и пособия. Вам может быть всё понятно, а для ребёнка с его незрелым логическим мышлением — полная ахинея. Я покупаю книги и учебники, но если дети их не хотят читать, то отдаю или продаю. Источников информации масса, не стоит зацикливаться на собственном выборе.
Статья: «Русский язык на семейном обучении (духовное развитие)»
Пятое: пропишите график сдачи промежуточной аттестации (ПА)
Обычно сдают раз в год. Как принимают у вас в школе — надо уточнять в Уставе и других документах. Для 4-5 варианта нет ограничений, а методы — надо писать отдельно, так как это совершенно иной подход.
Есть несколько тактик: сдать самое сложное сначала или наоборот оставить это напоследок, дав ребёнку максимум времени для освоения.
Я придерживалась последнего варианта. В первые месяцы мы сдавали предметы вроде ИЗО, а после Нового года начинали каждый месяц или две недели сдавать по одному основному предмету. Языки и математика у нас шли весь год. В средней школе удобнее сдавать остальные предметы блоками: изучили географию за месяц, сдали и закрыли, дальше историю и так далее. Таким образом у вас постоянно будут идти только 3-5 предметов: математика, языки и один-два блочных. Лучше меньше, чем больше, чтобы внимание не рассеивалось.
Шестое: определите нагрузку на день
Возьмите учебник и подсчитайте количество тем. Разделите их на количество недель, которые выделяете на обучение по этому предмету. И вперёд, к познанию мира!
На счёт проверки знаний. Кто-то проверяет, кто-то нет, оставив это на совести детей. Когда мы сдавали ПА, я чаще всего проверяла. Но бывало и нет, тогда на аттестации был сюрприз и ребёнок видел результат своей лени))
Из главного всё. Остальное зависит от вас. Только не рассчитывайте быстро наладить обучение. Даже 2-3 лет не хватит, чтобы выработать полноценную образовательную систему, особенно, если дети уже поварились в школьной системе.
С уважением и пожеланием радостного обучения, Татьяна
Добавить комментарий